31 мая 1994 года решением собрания акционеров АООТ «Киришинефтеоргсинтез» Вадим Евсеевич Сомов был избран генеральным директором нашего предприятия.
Четверть века у руля. Что сделано? Пожалуй, вклад Вадима Евсеевича в развитие завода, города и целого региона не нуждается в подробном представлении. Все и так на виду: современное, динамично прогрессирующее предприятие с богатейшей социальной сферой, активная, бурлящая спортивная и культурная жизнь молодого города – Вадим Евсеевич сумел воплотить в реальность самые грандиозные свои замыслы. Но обо всем по порядку…
Сегодня, 22 мая, генеральный директор ООО «КИНЕФ» Вадим Евсеевич Сомов празднует свой день рождения. Вехи трудового пути 7 августа 1975 года принят оператором пятого разряда на установку АТ-6 цеха №1. 16 августа 1976 года переведен оператором пятого разряда на установку АВТ-2. 6 декабря 1976 года назначен начальником установки ТКР и ЭЛОУ-2 цеха №1. 15 августа 1977 года переведен начальником установки АВТ-6 цеха №1. 1 ноября 1981 года назначен заместителем начальника цеха №1. 6 января 1986 года возглавил технологический цех №1. 15 октября 1990 года назначен начальником планово-экономического отдела. 1 июня 1994 года вступил в должность генерального директора ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез». |
– Вадим Евсеевич, почему именно нефтепереработку вы избрали делом своей жизни? Что определило Ваш путь?
– На то, что я выбрал профессию нефтепереработчика, повлиял пример моего отца. В разные годы он был директором НПЗ, главным инженером… Я и родился на заводе – в медпункте предприятия в городе Краснокамске Пермской области. Рос в Красноводске (Туркмения). Старшие классы оканчивал в Днепропетровске, готовился поступать в институт.
Уже в школе я понимал, что поеду учиться в Москву. Хотя в Днепропетровске мне были открыты дороги во все вузы, так как играл в баскетбол за сборную города. Но я хотел только в столицу! И скажу почему: увидел Москву по телевизору, в фильме «Я вас любил», и подумал про себя: «Вот это город! Проспекты, театры…».
Поступать изначально планировал на исторический факультет в МГУ. Но туда и документы не подал: приехал в университет, ознакомился с заданиями экзаменов прошлого года – и даже условий задач не понял! Для поступления требовалась спецподготовка, целенаправленная, как сейчас с репетиторами… Тогда же ничего этого не было! И я спокойно самостоятельно занимался химией по учебнику Хомченко, физикой – по Ландау… По литературе у меня никаких проблем не было, потому что я читал и читаю очень много.
Но тогда, стоя у стендов с задачами, я думал: «Ой, парень, ты же нулевой!». А это удар мощный по самолюбию семнадцатилетнего пацана … Я вышел оттуда настолько расстроенным!
Ну, куда дальше? Я и не знаю. Мне было все равно, искал красивое название. Нашел: «машины и аппараты химических производств» в Московском институте нефти и газа имени И.М.Губкина. Но уже в первые месяцы обучения осознал, что не туда попал. Начерталка, черчение, вся эта механика – не мое. Я даже на экзамены не ходил, зачеты не сдавал, зато посещал театры, футбольные матчи, наслаждаясь ритмом столичной жизни.
После первого семестра вернулся в Красноводск. Трудоустроился помощником оператора на риформинг НПЗ. И мне так понравилась эта работа! За год со второго разряда дошел почти до пятого. Мне было очень интересно!
Потом снова собрался поступать в Москву, уже на технолога. Но отец в столицу не отпустил: «Езжай в Днепропетровск, другого пути у тебя нет».
Хорошо, поехал в Днепропетровский химико-технологический институт. Чувствую, прохожу по оценкам: получил две пятерки и четверку на вступительных, а мне этого не надо – был нацелен на Москву. И я просто взял и не пошел на последний экзамен, сочинение. Вместо него погулял в парке Шевченко, а родителям сказал, что не сдал.
В том году в столицу поступать уже поздно было, сел на самолет, вернулся в Красноводск – работать же надо! Вновь пошел оператором на завод.
И вот на третий раз, в 1970 году, я снова поступил в Губкинский, но уже на свою, родную специальность «технология переработки нефти и газа». Сдал все экзамены на пятерки, и родители забыли обо мне на пять лет.
– Что же привело Вас в Кириши?
– После института в аспирантуре оставаться я не хотел, понимал, что должен на производство идти. Но куда? Распределяться мог в любую точку страны.
В Кириши убедил меня приехать Юрий Александрович Егоров, который работал тогда начальником цеха №2. Мы с ним вместе защищались в вузе, только я на очном учился, а он – на заочном. Вот Юра и предложил: «Езжай в Кириши! Это всего в сорока минутах от Питера. Ты же театры любишь». А я ездил в свое время в МДТ, БДТ, когда студентом был. «Давайте в Кириши распределение!»
– Помните свое первое впечатление о городе?
– Приехал сюда – ахнул от того, что увидел. Города-то не было. Захотелось уехать на следующий же день: «Вот это я попал! Как отработать тут три года?». Про себя думаю: «Ну, хорошо! Месяца два вы меня потерпите, а потом выгоните. Хочу назад в столицу нашей Родины! Вернусь в Москву, пойду в аспирантуру».
Но эти мысли закончились, едва познакомился с предприятием. Попал в цех №1, на АТ-6, в бригаду Анатолия Ивановича Антонова. И мне понравилось работать! Быстро втянулся и в производственную жизнь, и в общественную.
В университете я был замполитом факультета, состоял в студенческом научном обществе, поэтому, придя в заводской комитет комсомола к Людмиле Владимировне Песле, услышал: «Ну, такой нам нужен!». Стал секретарем комсомольской организации цеха, а через полгода – председателем совета молодых специалистов. Один из первых организовал комсомольско-молодежные бригады: посещали Северную столицу, в театры ходили, в турпоходы… Поехала жизнь.
И тогда я понял, что отсюда никуда и никогда не уеду. Поступала масса предложений о работе на других предприятиях, в том числе и главным инженером. Но я о них даже слышать не хотел.
Еще будучи оператором, я сказал себе, что стану директором завода. Поставил задачу, что здесь, в Киришах, все будет: и театральные фестивали, и престижные спортивные соревнования… Я верил в это, и это случилось.
– Ради достижения цели в 1990 году вы кардинально меняете направление работы – с должности начальника цеха №1 переходите на должность начальника планово-экономического отдела…
– Долго я просился! «Ты потеряешь в зарплате в два раза», – говорили мне. Я отвечал: «Хоть в три! Я должен знать экономику». В те годы в стране был взят курс на формирование рыночной экономики, и я понимал, что без глубоких знаний в данной области руководить заводом в новых условиях просто невозможно.
Добился своего. Четыре года отработал в этой должности. Плакал каждый день, идя на работу. Сидеть, не отрываясь от стула, – не мое. Но занимался, считал себестоимость, составлял калькуляцию…
– И уже став генеральным директором, Вы защитили докторскую диссертацию в области экономики…
– Шесть лет я работал над ней – по ночам, не уезжая с завода. Возвращался домой к четырем утра. Душ, непродолжительный сон – и снова на работу. Я обещал отцу стать доктором наук и стал им.
Уже позднее, когда заведовал филиалом профилирующей кафедры экономики и менеджмента в химической промышленности ИНЖЭКОНа, мы начали на предприятии подготовку кадров со вторым высшим образованием по специальности «Экономика и управление в химической промышленности». Я понимал, насколько важно экономическое образование для руководителей подразделений, что полученные заводчанами знания послужат организации максимально эффективной работы.
– Большое внимание сегодня Вы уделяете Киришскому политехническому техникуму…
– Это необходимость, продиктованная временем. К сожалению, уровень образования сегодня значительно упал. Уже два года мы принимаем молодых специалистов даже не по пятому разряду – по четвертому. Учить нужно и инженеров, и рабочих. Иного пути нет, сегодня все держится на распределенных системах управления, это работа с компьютером. Знания нужны, а они пока слабые.
Но все зависит от человека. Если он хочет чему-то научиться, он научится. Я счастлив, что сегодня у меня молодая команда. Среди начальников установок, цехов предприятия у нас молодые, толковые ребята. Они занимаются, они грамотные. Единственное, что им нужно – это время, чтобы получить опыт.
Сложности есть всегда. Это жизнь. Ничего не дается просто так. Вы спросите: что, у них ошибок нет? Есть. Ночью редко приходится спать, потому что любое отклонение от режима – звонок. Если надо: машина под боком и полетел на завод. Я привык уже, такое у меня отношение к жизни и другого я не вижу, не понимаю.
– Что для Вас важно в формировании команды, во взаимоотношениях между людьми?
– Важно понимание реалий времени, важно, чтобы была семья, чтобы все улыбались. Да, ругаться тоже приходится, но это все без зла, без антагонизма.
Никогда не уговариваю никого остаться. Если человек пришел с заявлением об увольнении – подписываю в эту же минуту. Потому что не вижу смысла держать, если он уже надумал уйти.
– Какие качества в людях цените прежде всего?
– Одно – порядочность. Если человек обладает этим качеством, то и остальное прилагается. В нем заключено все: и внутренняя культура, и желание развиваться…– все, что мы делаем…
– А если человек непорядочный?
– Сказать честно, у меня нет плохих людей. Каждого нужно принимать таким, какой он есть. И если человеку необходима какая-то помощь, нужно обязательно помогать. Тем более если этот человек – твой, из семьи КИНЕФ.
– 12 лет Вы возглавляли Федерацию водного поло России. Расскажите, как этот спорт пришел в Кириши?
– Это по большей части случайность. Еще в 1974-м году у нас появился первый бассейн, где готовили хороших пловцов. Была и женская команда по водному поло, представлявшая городскую спортивную школу. Но тогда нашим ватерполисткам было достаточно сложно конкурировать в чемпионате СССР с клубами из Москвы и союзных республик. А после распада Советского Союза команда случайно попала в высшую лигу. И тогда представители гороно обратились ко мне с вопросом: «Будешь помогать?». Я сказал: «Нет, но команду заберу». Помогают от бессилия. А тут надо работать. Забрал команду и поставил задачу: быть лидерами, а для этого в первую очередь необходимо было организовать спортивные классы. Сегодня их у нас семь, а плаванием занимается около двух тысяч ребятишек.
Мы показываем уровень водного поло, которого в России просто нет. Вспомните хоть один игровой вид спорта в стране, где команда берет золото национального чемпионата 17 лет подряд. И это уже не случайность, а результат планомерной и серьезной работы.
– Немыслима Ваша жизнь и без театра…
– Конечно! Все должно быть в связке: производство, образование, культура, спорт. Одно неотделимо от другого. Не может человек жить одной работой. Личность должна иметь простор для развития.
В самом начале нашей дружбы с МДТ – Театром Европы с постановок Льва Додина уходили. Потому что у него тяжело, у него надо думать. А сегодня – залы переполнены. Меняется культура, меняется жизнь. И даже публика меняется в зависимости от того, кто приезжает. МДТ – это одно, музкомедия – другое, «Комиссаржевка» – третье, филармония – четвертое. На базе Дворца культуры действует виртуальный филиал Русского музея. В спорткомплексе «Нефтяник» у нас развивается 19 видов спорта… Сегодня в Киришах есть все, и каждый может найти то, что ему по душе.
– А что по душе Вам? Как отвлекаетесь от тяжелых трудовых будней?
– Театры. Охота. Книги. Отключаться от работы необходимо. Стараюсь выделить время, чтобы съездить в Петербург на хороший спектакль. Еще не пропустил ни одной премьеры МДТ, БДТ, филармонии… Более 30 лет увлекаюсь охотой. А так – приезжаю домой в 10-11 вечера: и все. Что остается? Книгу в зубы.
У меня по 8 книг одновременно лежит на полу возле кровати. Читаю по очереди – очень память развивает.
Но переключение возможно, только если получается освободить мозг от лишних дум, полностью погрузиться в чтение. Что, к сожалению, не всегда удается.
– Какая книга произвела на Вас наибольшее впечатление?
– С детства сидит в памяти роман из трилогии Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Эта книга во многом сформировала мои принципы и ценности, определила жизненный путь…
|
1970-е годы. Работники цеха №1: А.Е.Миловзоров, А.А.Жданов, начальник установки В.Е.Сомов, Н.П.Морозов, Б.В.Ярцев, В.Н.Веселова, А.П.Капустин |
|
1970-е годы. Команда цеха №1 – призер соревнований по баскетболу |
|
«Пришел я в кабинет директора, сел на свое новое рабочее место и несколько часов просидел в полной тишине, свыкаясь с этой мыслью. Понимал, какое время на дворе, какая ответственность на мне»,– вспоминает свой первый рабочий день в должности генерального директора В.Е.Сомов |
|
8 июля 2011 года. Премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин провел во Дворце культуры совещание «Нефтепереработка в России», в рамках которого посетил стройплощадку комплекса глубокой переработки нефти |
|
В 2001 году во время торжественного вечера, посвященного 35-летию ООО «КИНЕФ» художественный руководитель МДТ – Театра Европы Л.А.Додин передал «Золотую маску», полученную им за «Пьесу без названия», В.Е.Сомову. «Без помощи завода этого спектакля не было бы», – убежден Лев Абрамович |
Вероника ТОМАШЕВСКАЯ