В сентябре исполнилось ровно пятьдесят лет, как на Киришском НПЗ вступила в строй действующих установка первого риформинга. День 26 сентября 1966 года стал первой значительной вехой в истории установки Л-35-11/300 – на риформинг поступило первое сырье.
Но жизнь этого объекта началась еще задолго до памятной даты: 18 трудных месяцев строительных и монтажных работ предшествовали этому событию. Рос первый заводской риформинг, вместе с тем формировался сильный, сплоченный коллектив, заложивший славные трудовые традиции, которые передаются на установке из поколения в поколение вот уже пять десятилетий.
«Установка Л-35-11/300 была первым риформингом на заводе, – рассказывает старший оператор Владимир Николаевич Сметанин. – Но к началу 80-х появились еще три каталитических риформинга: русская и чешская «шестисотки» и «миллионка». Сложилась такая ситуация, что наша «трехсотка» проигрывала им по мощности, а потому часто простаивала. И в 1989 году установку реконструировали под процесс изоселектоформинга. А в 2005 году она перешла на еще более прогрессивный, современный режим – изомеризации. И хотя по размерам «трехсотка» не такая большая – ее не сравнить, допустим, с миллионным риформингом, – но мы производим очень ценный продукт, благодаря которому наше предприятие выпускает бензин по стандарту Евро-5. Оттого и гордость за то, что мы здесь работаем, что делаем такое важное дело.
Помню, когда впервые пришел на установку, осенью 1987 года, на щите операторной прочитал надпись: «Коллектив коммунистического труда» – звание в то время очень почетное, а значит, и люди здесь трудятся передовые, достойные. И ощущение сразу складывалось, что тут все серьезно, и дисциплина, и отношение к труду, и высокий профессионализм. Отрадно, что все это сохраняется и сегодня.
Я попал в бригаду Виктора Степановича Маркова, он стоял у самых истоков установки, с самого ее пуска. Человек знающий, опытный, и очень хороший наставник. Много лет я трудился под его руководством, многому от него научился за эти годы».
Интересно по случаю юбилея процитировать воспоминания В.С.Маркова:
«В тот памятный январь 1966 года, когда я приехал на Киришскую землю, на месте теперешнего гиганта нефтепереработки страны рос лес. Кое-где виднелись первые постройки завода. Риформинг, которому суждено было стать первым на заводе, находился на стадии начала строительства. На площадке стояли только теплообменники и колонны без обвязки. Еще только-только приступили к строительству печи П-1.
В эти, несмотря на январскую стужу, горячие для строителей и монтажников дни, мне было поручено курировать строительство и монтаж печей риформинга. День и ночь не уходили с площадки строители. Частенько оставался на установке ночью и я. Проверка узлов, механизмов и приборов печи велась в основном ночью – днем строителям было не до нас.
И вот наступило долгожданное лето. Вместе с теплом пришла и первая радость от сделанного – начали промывку системы. И кто знает, как быстро удалось бы нам справиться с теми сложными задачами по строительству и вводу в действие риформинга, если бы на установке с первых же дней не сложился дружный и сплоченный коллектив высококвалифицированных специалистов. Костяк коллектива составили опытные технологи, машинисты, механики, приехавшие на установку со всех концов страны.
День 26 сентября 1966 года стал первой значительной вехой в истории установки. В этот день было подано первое сырье. И новая установка завода начала свою трудовую жизнь.
Мы с теплотой вспоминаем первого начальника установки В.Шаензона, старшего механика А.Белова и многих наших товарищей, отдавших немало для скорейшего вывода установки на проектную мощность.
В 1969 году коллектив установки включился в соревнование за право называться «Установка коммунистического труда», и спустя год это звание ей было присвоено. Основой столь большого успеха стала ритмичная и качественная работа всего коллектива на протяжении всех предшествующих этому знаменательному событию лет».
«На установке я с 78-го года, – вспоминает старший оператор Алексей Викторович Степанов, – пришел на практику в феврале, после 235-го училища. Было очень интересно, и что примечательно, практически вся наша группа осталась на заводе, все мы возвращались сюда с большим желанием. Начинали мы вместе с Владимиром Гарбовским, ставшим впоследствии начальником установки, Александром Соловых, возглавившим цех в 97-м.
Первое впечатление – хороший, крепкий, сплоченный коллектив. Здесь были очень сильные, надежные старшие операторы: Виктор Иванович Нетужилов, Алексей Иванович Леоничев, Виктор Степанович Марков, Евгений Михайлович Евгеньев. Мне довелось работать в каждой бригаде, поэтому от всех я набрался опыта, получил обширные знания.
Уже немало поколений сменилось на установке за полвека, но преемственность сохраняется, вместе с опытом от старших к младшим неизменно передаются и трудовые, производственные, спортивные традиции.
Долгое время я был физоргом цеха. Вспоминаются и внутрицеховые, и общезаводские спартакиады, турслеты. В спортзал ходили по 2 раза в неделю, активно готовились ко всем спортивным мероприятиям. Много сил отдал в свое время начальник установки и цеха Василий Андреевич Солопов на развитие физической культуры, активно поддерживал спортивное движение».
Сегодня наряду с Владимиром Николаевичем Сметаниным и Алексеем Викторовичем Степановым бригады установки возглавляют Юрий Иванович Баранов, Игорь Владимирович Петров, Максим Алексеевич Леоничев и Александр Сергеевич Цветков. Механиком установки трудится Валерий Иосифович Рафальский. А всем коллективом руководит Андрей Владимирович Тураносов:
«Мы уже полвека в строю, – рассказывает А.В.Тураносов. – Установка Л-35-11/300 введена в эксплуатацию как каталитический риформинг в 1966 году. В 1989 году она была перепрофилирована на процесс изоселектоформинга. С появлением новых зарубежных и отечественных катализаторов, которые работали на более низких температурах, стало возможным перевести установку на процесс изомеризации. При этом потребовались минимальные изменения в технологическую схему установки, однако необходима была и большая работа по оптимизации качества сырья установки.
В ноябре 2005 года установка Л-35-11/300 была перепрофилирована на процесс низкотемпературной изомеризации «Изомалк-2». Это позволило организовать производство автобензинов по стандартам Евро-4 и Евро-5.
После ввода в промышленную эксплуатацию комплекса ЛК-2Б все производимые в ООО «КИНЕФ» автомобильные бензины будут соответствовать современным европейским стандартам Евро-5, и радостно осознавать, что на каждом этапе развития предприятия наша установка вносила и вносит свой вклад в общее дело».
Подготовила
Вероника ТОМАШЕВСКАЯ
Фото Владимира ЛЯШЕНКО
и из архива