на главную

Новости и события








Архив новостей







Светлой памяти Александра Аркадьевича Белинского

В воскресенье, 5 апреля, этому выдающемуся российскому режиссеру, сценаристу, академику Российского телевидения, заслуженному деятелю искусств, народному артисту России исполнилось бы 87 лет.

Александра Аркадьевича Белинского называли петербургской легендой, человеком-эпохой. К его заслугам относят открытие нового жанра телебалета, возрождение жанра оперетты, он основал знаменитый Театр капустника при Доме актера. В общей сложности А.А.Белинский поставил более двухсот спектаклей, не считая выпусков «Голубого огонька», «Кабачка 13 стульев», передач о театре «Рассказы старого сплетника», программы «Великие артисты – великому городу» и других его театральных и телевизионных работ.

А еще заводчане знали Александра Аркадьевича как большого друга, всегда ждали встречи с ним в литературном салоне Дворца культуры и отмечали: «Как ценно то, что у нас есть возможность общаться, вести живой диалог с таким удивительным человеком».

Прошлой весной его не стало. Свое последнее интервью Александр Аркадьевич дал Анне Сомовой, студентке Санкт-Петербургского государственного университета, института «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций».

На снимке – генеральный директор ООО «КИНЕФ» Вадим Евсеевич Сомов; режиссер, народный артист России Александр Аркадьевич Белинский; генеральный директор Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии Юрий Александрович Шварцкопф.



Александр Белинский:«Я весь в двадцатом веке»

Моя беседа с театральным режиссером, народным артистом России Александром Белинским состоялась в клинике МЧС, где он проходил реабилитацию после тяжелой операции. Как оказалось, это было последнее интервью Александра Аркадьевича: 2 марта прошлого года его не стало... Вместе с ним ушла замечательная эпоха классической петербургской оперетты.



– Здравствуй. Будешь пытать меня вопросами? Ты вот тут список накидала… – подметил Белинский.

– Буду, – честно призналась я.

– А давай так, без домашних заготовок. Присаживайся за стол.

Он отложил листок в сторону и сел рядом.

– Хорошо. Тогда начнем. Александр Аркадьевич, Вы можете представить себе, что работали бы в какой-­то иной области, не связанной с театром?

– Нет, абсолютно не представляю. С шести лет я знал, чем хочу заниматься. В этом возрасте я попал в ТЮЗ (в тот великий ТЮЗ на Моховой) и увидел сказку Карло Гоцци «Зеленая птичка», которая меня настолько потрясла, что с тех пор ни о чем, кроме театра, я думать не мог.

– Как Вы стали режиссером?

– Мне с самого начала повезло. В 48­-м году я попал ассистентом в театр к Райкину, к одному из величайших артистов, с которыми я когда­-либо встречался. Он научил меня почти всему, что знаю. А карьера началась с того, что в 22 года я создал «капустный» театр (Театр капустника при Ленинградском Доме актера), который пользовался огромной популярностью. Мой дипломный спектакль в 50-­м году прошел там же. Затем работал в Драматическом театре Северного Флота в Мурманске. Вот так постепенно развивалась моя творческая личность. А основная карьера началась на телевидении в 1963 году, когда я снял свой первый классический фильм «Кюхля» по роману Тынянова.

– Что Вам больше всего запомнилось, когда Вы были студентом?

– У меня были чудные студенческие годы на Моховой, целых пять лет. Но фактически учебными были всего два. Потому что, начиная с третьего курса, я был сначала на практике в Александринке, встречался с такими артистами как Толубеев, Меркурьев. А потом познакомился с Райкиным. Он был поворотный человек в моей судьбе. Так что студенческие годы вспоминаю с нежностью.

– Расскажите о Вашей первой любви. Повлияла ли она на Вашу дальнейшую жизнь?

– Первая любовь, большая и серьезная, была в восемнадцать лет. На практике в Александринке влюбился в невыносимо красивую актрису, которая была на шестнадцать лет старше меня, но я был для нее развлечением. В итоге она меня бросила, да и ничего не могло быть между нами. А потом я женился в 26, по моему мнению, поздно, – на балерине, с которой мы прожили 40 лет. Сначала умерла она, потом мой сын, Павел, которого я безумно любил. Вот и вся моя биография. Спустя много лет я женился на актрисе театра музыкальной комедии Татьяне Ивановне Васильевой. Сейчас она сопровождала меня в Мюнхен на операцию, я благодарен ей за все, что она делает, ведь без нее, я уверен, меня бы уже не было на свете.

– Недавно у Вас вышла книга «Сказки двадцать первого века». Собираетесь ли Вы написать еще что-­нибудь?

– Собираюсь написать второй сборник сказок, а также… Видишь эту тетрадку на моем столе? Я хочу выпустить книгу о своем видении русской литературы, потому что для меня самое большое счастье – это читать и перечитывать. Поэтому, если я выйду из больницы и буду здоров, то буду продолжать это интересное дело. Я беспокоюсь за ваше поколение, начавшееся с моего покойного сына, которое пользуется электронными книгами. Пойми, я остался в двадцатом веке, можно сказать, не «переполз» в двадцать первый.

– Что Вы читаете?

– К счастью, сейчас у меня много времени на чтение. Я собрал колоссальную библиотеку, она насчитывает около тридцати тысяч томов. В данный момент перечитываю Валентина Петровича Катаева, моего учителя. В частности, замечательный роман «Хуторок в степи».

– Что бы Вы могли посоветовать прочесть молодому поколению?

– Только русскую классику, ничего лучше этого нет и не будет! Для меня равный только Диккенс. Я прочел все из русской классики и всего Диккенса, только это и советую!

– Как Вы видите дальнейшую судьбу будущего поколения?

– Совершенно не представляю! Иногда встречаю замечательных молодых людей, но в большинстве случаев прихожу в дикий ужас от полного невежества. Ничего не знают! Ничем не интересуются! Компьютер, Интернет. Я не пользуюсь ни тем, ни другим. Я в двадцатом веке! И, к сожалению, я видел период перелома этих времен. Мир изменился, а я остался прежним. Я считаю, что сейчас нет гармонии между ростом цивилизации и падением культуры.

– Вы так много перенесли за последние несколько месяцев – постоянные перелеты, операция, обследование. Боитесь ли Вы того, чего боятся все, – уйти из этой жизни?

– Нет! Не боюсь! Совсем не боюсь. Могу повторить слова великого артиста Качалова, который за два дня до смерти сказал: «Страха нет, но любопытства тоже нет»…

Анна СОМОВА

 

2025 © by KINEF. All rights reserved.