на главную

Новости и события








Архив новостей







Правительственный визит


Два года спустя


В пятницу, 8 июля, в салонном зале Дворца культуры Владимир Путин обсуждал с топ­менеджментом ведущих российских нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий состояние нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в России. В совещании приняли участие вице­премьер РФ Игорь Сечин, главы ряда субъектов Федерации, руководители профильных министерств и ведомств.


Кириши не случайно выбраны местом встречи. На нашем заводе реализуется мощный проект по развитию глубокой переработки нефти. В том, что КИНЕФ и компания «Сургутнефтегаз» выполняют свои обязательства по инвестпроектам, премьер убедился лично, посетив строительную площадку комплекса глубокой переработки нефти. Он побывал на установке гидродепарафинизации дизельного топлива Л-24-10/2000 – первом из готовящихся к пуску технологических объектов комплекса.


Два года назад на базе нашего предприятия уже проходило совещание «О состоянии и проблемах развития нефтяной отрасли Российской Федерации», где было принято решение предоставить нефтедобывающим компаниям определенные льготы, чтобы оставляемые в отрасли средства были направлены на развитие нефтепереработки. Как оказалось, большинство компаний не выполнило своих обязательств по наращиванию глубокой переработки нефти, но при этом в полной мере воспользовалось льготой. Поэтому дальнейшее развитие отрасли правительство берет под свой контроль.

Открывая совещание, Владимир Путин еще раз напомнил, что в прошлом году Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти: порядка 505 миллионов тонн. Это как раз тот оптимальный объем сырья, который способен полностью обеспечить внутренние потребности и позволит выполнить обязательства по контрактам на внешний рынок. Поэтому ситуацию весеннего дефицита бензина назвал абсурдной. Владимир Путин сформулировал основные системные проблемы, определяющие сегодня состояние отрасли, а именно: серьезная диспропорция между достигнутым уровнем добычи нефти и состоянием нефтепереработки, а также реальная угроза дефицита производства высококачественного моторного топлива для российского рынка.

Премьер заострил внимание на том, что до сих пор первичная переработка явно доминирует над вторичной. И по структуре выпускаемой продукции отрасль откатилась на уровень середины 1950-х годов. В 2010 году было произведено почти 145 миллионов тонн дизтоплива и мазута. И лишь 45,2 миллиона тонн автомобильного бензина и авиакеросина. В результате сложился явно недостаточный запас устойчивости рынка. Любая авария, внеплановая остановка отдельного НПЗ, ремонтные и сезонные работы приводят к колебаниям, дестабилизируют ситуацию, провоцируют дефицит, всплеск цен, как это было весной в связи с выводом в срочный ремонт установок Рязанского НПЗ (компания ТНК-ВР).
Необходимо учесть, что за последнее время производство бензина выросло на 12,8%, а потребление увеличилось на 22,6%. Производство дизельного топлива выросло на 17,4%, потребление – на 20%. И уже сейчас потребности страны в неф-тепродуктах возросли почти до 90 миллионов тонн, в дальнейшем они будут только увеличиваться. Премьер подчеркнул, что правительству нужен понятный материальный баланс производства и потребления на все основные виды топлива и нефтепродуктов.

Владимир Путин отметил, что сейчас на российском рынке достигнута равная доходность по экономике при производстве и сбыте нефтепродуктов по сравнению с экспортной альтернативой. И это дает государству право проработать комплекс мер, призванных полностью исключить саму возможность создания дефицита.
– Надо вплотную заняться увеличением объемов нефтепереработки, – сказал В.В.Путин, – причем именно вторичной, в том числе по таким технологическим процессам, как изомеризация, риформинг, крекинг, с которыми мы ознакомились сегодня здесь, в Киришах. Все эти процессы позволяют обеспечить глубину использования сырья, качество нефтепродуктов на уровне лучших мировых стандартов.
Нам нужно вместе продолжить стимулировать производство качественных, экологически безопасных нефтепродуктов. Причем повышение требований к стандартам топлива должно идти параллельно с общим обновлением автопарка.
Премьер заявил, что все компании должны представить конкретные программы реконструкции и развития НПЗ. Надо вести постоянный мониторинг выполнения планов по развитию и обновлению производств. Причем эти планы должны быть закреплены в юридических документах.
– Очевидно, что, кроме развития самой нефтепереработки, – продолжил В.В.Путин, – нам потребуются и эффективные инструменты рыночного реагирования на ценовую конъюнктуру, сглаживания сезонных ценовых колебаний. Во многих странах для этого используются коммерческие резервы нефти и нефтепродуктов.

Следующее важное направление – это расширение масштабов и совершенствование биржевой торговли. Нужно подумать над тем, как сделать более прозрачным и эффективным процесс закупки нефтепродуктов для нужд госорганов, регионов, госкомпаний. Также необходим тщательный контроль в розничной торговле нефтепродуктами. Дефицита топлива на АЗС в стране не должно быть! Нонсенс это для России абсолютный!
В связи с предстоящим осенне-зимним периодом 2011–2012 годов премьер попросил Минэнерго отслеживать вопросы подготовки к зиме и обеспечение топливного баланса в ежедневном режиме, чтобы избежать сбоев. И напомнил, что все плановые ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах должны быть синхронизированы и согласованы с Минэнерго и Ростехнадзором. Владимир Путин призвал работать слаженно, добиваться эффективности, прибыли для компаний, но при этом обеспечивать интересы государства.

Татьяна СИМ
Фото Сергея КОМПАНИЙЧЕНКО


 

2024 © by KINEF. All rights reserved.