В пусковой комплекс Киришского НПЗ входила и первая на заводе установка каталитического риформинга Л3511/300, вступившая в строй в сентябре 1966 года.
Подчиняясь велению времени, она дважды осваивала новые технологические процессы – изоселектоформинга, затем низкотемпературной изомеризации, что позволило предприятию организовать выпуск автобензинов по стандартам евро-4.
И сегодня Л-35-11/300 остается на передовых рубежах производства. Высокое качество работы и сильный коллектив, костяк которого составляют операторы и машинисты, воспитанные в традициях первых пусковых бригад, на «трехсотке» – неизменны.
![]() Старший оператор В.С.Марков регулирует давление воздуха на регенерацию (60-70-е годы) |
Сентябрь 1966 года. Закончились 18 трудных месяцев строительных и монтажных работ. Государственная комиссия принимает в эксплуатацию пусковой комплекс каталитического риформинга Л-35-11/300 с общей оценкой «хорошо». Новый коллектив во главе с начальником установки Виктором Мироновичем Шаензоном и механиком Анатолием Михайловичем Беловым готов к выпуску своего первого бензина.
– Состав у нас сразу подобрался технологически грамотный, сильный, – вспоминает пусковой период Виктор Степанович Марков. – Мы все, старшие
операторы первого призыва, прибыли с действующих нефтеперерабатывающих заводов, имея за плечами приличный опыт. Я приехал из Рязани в январе 1966 года, так и работал на одном месте.
На установке, когда я впервые на нее попал, были фундаменты, реакторы уже стояли, строилась большая печь на риформинге, насосные.
Мы с Сашей Кислухиным (он из Уфы приехал еще раньше меня) принимали у строителей кладку печи. С Петром Степановичем Батаевым – стабилизацию, трубопроводы, спутники. Немного позже нас пришли старшие операторы Алексей Макаренко, Ким Язычьян, Володя Кушнарев. Принимали оборудование, контролировали монтажные работы. Забот всем хватало, и везде нужен глаз да глаз. А когда приехали «пускачи», посмотрели – все хорошо, все грамотно сделано.
В коллективе у нас с самого начала атмосфера сложилась хорошая, жили, как одна семья. Мы ведь приехали заниматься своим родным делом, так что интересы были общие, поэтому быстро перезнакомились и подружились. Старшим машинистом был у нас Ваня Цибизов (мы вместе с ним еще в Рязани работали).
Из молодых и неопытных операторов на тот момент – это, пожалуй, Лида Зотова да Леня Морозов. Когда пускались, то в бригадах было по 13 человек. На каждом блоке стоял оператор и помощник, по двое – в компрессорной и насосной. Потом накапливался опыт, люди учились работать – численность бригад стала сокращаться. Первые годы многие поступали на завод, не имея знаний, с других производств, либо после школы и армии. Приходилось учить. Так пришли, можно сказать с улицы, Виктор Нетужилов, Алексей Леоничев, Женя Евгеньев (тоже у меня учился) – все они стали хорошими старшими операторами. Позже молодежь приходила уже из профтехучилища: Володя
Сметанин, Максим Леоничев. Володя Павловский и Гена Федоров в одно время постигали профессию под началом старшего машиниста Бориса Васильевича Бочарова. Все как-то сразу прижились, подружились.
– «Трехсотка» – это первая установка, куда я пришел как руководитель, – вспоминает Василий Андреевич Солопов. – Как раз произошла смена поколений, и молодежь уже освоилась. На тот момент на «трехсотке» были опытные старшие операторы. Это В.С.Марков, В.И.Нетужилов, Е.М.Евгеньев, А.И.Леоничев. Машинисты хорошие: В.Н.Павловский, Г.И.Федоров, Н.В.Иванов. Остальные – молодежь. Помню, как ремонты проводили. У каждого была своя специализация. Один занимался оборудованием, другой – печами, третий – трубопроводами, ну и так далее. Иванов, например, отвечал за ревизию и отправку, Александр Гуркин – на огневых. А насосы и вечные проблемы с ними я до сих пор вспоминаю. На «трехсотке» всегда был более стабильный коллектив, чем везде, может быть, из-за старших операторов. У Нетужилова, например, не забалуешь – он у нас был секретарем парткома. Да и другие – требовательные, сами ответственные и молодых тому же учили.
![]() На вахте бригада старшего оператора М.А.Леоничева (второй слева) |
Так от поколения к поколению передаются на Л-35-11/300 знания, навыки и традиции. Как и прежде, трудовой настрой в коллективе задают старшие операторы. Сегодня это Александр Цветков, Юрий Баранов, Алексей Степанов, Максим Леоничев. В одной связке со своими старшими машинистами Владимиром Павловским, Геннадием Федоровым, Николаем Ивановым, Игорем Павловым и Алексеем Макаровым они способны решать сложные профессиональные задачи. Молодые парни 70–80-х сами стали знающими и опытными специалистами, наставниками и учителями молодежи. Под их началом растут и набираются опыта операторы Виталий Никитин и Анатолий Дробченко, машинисты Юрий Яковлев и Артем Кавгин – за ними будущее установки.
– Наш коллектив небольшой, всего 34 человека, – рассказывает начальник установки Л-35-11/300 Андрей Владимирович Тураносов, – и очень дружный. Когда я сюда пришел, мне понравилось, что в бригадах такая приятная атмосфера, ребята хорошие, сплоченные, дисциплина на высоком уровне. Можно сказать, что коллектив как изначально был сильный, так и до сих пор сохраняет свой профессиональный уровень и тот особый, семейный, дух, который всегда был присущ «трехсотке». Так же дружим, на Новый год обязательно, кто не на вахте, собираемся вместе, семьями –
такая традиция.
![]() Реакторы изомеризации (сентябрь 2011 года) |
– А о том, как работает коллектив Л-35-11/300, – продолжает Андрей Владимирович, – лучше всего говорят производственные показатели. Несмотря на уже третий технологический процесс на установке, увеличение мощности, работа остается стабильной, а показатели качества – высокими. На сегодня отбор целевого продукта (стабильного изомеризата) составляет 98 процентов. Наша установка одна из первых на заводе перешла в 2008 году на четырехгодичный межремонтный пробег. Это был большой ремонт и первое серьезное испытание для меня как начальника установки. Вот тогда я по-настоящему увидел коллектив, что называется в деле. Был приятно удивлен, насколько все действия отлажены, на каком высоком уровне выполняются работы. И прочувствовал, насколько это профессионально грамотная, работоспособная команда.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что на Л-35-11/300 трудится слаженный, крепкий и высококвалифицированный коллектив, которому по плечу решать любые задачи, продиктованные новыми требованиями времени.
Татьяна СИМ
Фото автора и из архива