В самый канун нового года на комплексное опробование вышла установка гидродепарафинизации Л-24/10-2000. Это новый технологический объект цеха №4, входящий в состав первой очереди комплекса глубокой переработки нефти.
![]() Бригада №3 старшего оператора Валерия Викторовича Кузнецова (на снимке - второй) утром 30 декабря 2011 года заступила на самую важную в жизни установки вахту |
Утром 30 декабря 2011 года, на стыке смен, на Л-24/10 получены первые целевые продукты для выпуска гидроочищенного дизельного топлива с ультранизким содержанием серы и улучшенными низкотемпературными свойствами.
Этому событию предшествовали два с половиной года строительных, монтажных и наладочных работ, которые выполняли представители разных компаний, используя самую современную технику и уникальные технологии. Генеральным подрядчиком выступила фирма «Стройком» – давний и надежный партнер КИНЕФ. Свой весомый трудовой вклад в создание объектов и коммуникаций, которые должны обеспечить нормальную жизнедеятельность новой установки, внесли работники многих цехов и подразделений завода.
Последний этап – предпусковые испытания – начался летом 2011 года. Помогали его проводить специалисты московской компании «Оргнефтехимзаводы», рядом с которыми обретал опыт работы в новых условиях и технологический персонал установки.
– Два с половиной года пролетели незаметно, – говорит начальник цеха №4 Николай Леонтьевич Богданчик. – В течение этого времени, параллельно со строительством, мы формировали штат Л-24/10, который на сегодня составляет 45 человек, провели огромную работу по оформлению технической документации. Принимали и готовили работников на действующих установках цеха, подбирали старших операторов и машинистов из числа опытных. В основном это хорошие профессионалы со стажем работы, за исключением самого молодого из старших операторов – Андрея Есина, который стажировался на установке Л-24/9, откуда пришли также старшими оператор Александр Поляев и машинист Вячеслав Цветков. С гидроочистки Л-24/7 переведен старшим оператором Константин Коронатов. С «миллионника» – оператор Валерий Кузнецов, машинисты Андрей Кононов и Владимир Линев. С «шестисотки» пришли старшими оператор Сергей Блинов, машинисты Виталий Николаев и Андрей Иванов.
![]() Февраль 2009 года. Строительная площадка |
Следует отметить, что весь персонал установки набирался опыта после того, как был сформирован и уже проходил в цехе обучение контингент работников для ГПН. Руководят работой начальник Л-24/10 Сергей Кошутин (теперь уже бывший технолог цеха №9) и механик Сергей Офицеров, имеющий опыт работы на гидроочистке Л-24/6. Многому еще предстоит научиться новому коллективу установки, но сегодня с текущими задачами ребята справляются.
Прошел еще только месяц с момента получения первой продукции, и за этот период установка прошла этап работы на проектной мощности. Уровень содержания серы и низкотемпературные свойства соответствуют требованиям. В настоящее время идет отработка технологического процесса, и есть еще ряд вопросов, которые требуют дополнительных решений. Но, самое главное – ожидаемый результат мы получили.
– Если говорить об отличительных особенностях новой установки, – продолжает Н.Л.Богданчик, – то, в принципе, это традиционная гидроочистка, аналогичная Л-24/9, с такой же производительностью – два миллиона тонн сырья в год. Однако назначение у нее несколько иное: обеспечить получение компонентов дизельного топлива, соответствующего классу Евро-4 и Евро-5 с содержанием серы ниже 10 ppm и качественными зимними характеристиками за счет свойств катализатора. И в отличие от обычной гидро-очистки в составе Л-24/10 есть дополнительный реактор гидродепарафинизации и блок фракционирования, благодаря которым достигается более глубокая переработка поступающего сырья и значительно снижается количество тяжелого остатка.
![]() Январь 2011 года. Общий вид установки Л-24/10-2000 |
Установка имеет два режима – она может работать как на смеси дизельного топлива и атмосферного газойля, так и на атмосферном газойле. В обоих случаях установка перерабатывает бензин-отгон с действующих гидроочисток. А также примет в переработку нестабильный бензин висбрекинга с ГПН. Сегодня среди действующих установок завода нет таких, как Л-24/10, которые бы давали возможность получать дизельное топливо с подобными параметрами. Новая гидроочистка – это самая современная по уровню оборудования и технологиям установка и новая ступенька в развитии нашего предприятия.
Работа на стадии комплексного опробования должна полностью подтвердить гарантированные показатели по качеству вырабатываемой продукции, режиму и условиям эксплуатации.
Пуск Л-24/10 позволит нашему заводу увеличить производство дизельного топлива, отвечающего самым высоким требованиям к экологическим и эксплуатационным свойствам, и обеспечить его конкурентоспособность на внешнем рынке.
Татьяна СИМ
Фото автора и из архива